X Всесоюзные гонки на крейсерских яхтах на кубок Балтийского моря


Суббота 9 августа: флаг юбилейного — десятого по счету марафона взвивается над новым зданием центрального яхт-клуба Ленинграда.

pamyatnyy_vympel_desyatyh_sorevnovaniy_kreyserskih_yaht_na_kubok_baltiyskogo_moryaПамятный вымпел десятых соревнований крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря

В связи с проведением в июле в Таллине Олимпийской регаты время старта очередных, уже десятых соревнований крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря перенесли на август — месяц штормов и циклонов. Ожидая нелегкие условия гонок, организаторы соревнований ужесточили квалификационные требования для экипажей яхт, в первую очередь — для капитанов и их помощников (от них требовалось участие не менее чем в 5 морских плаваниях или гонках по маршруту не менее 600 миль каждая), и требования к минимальному снабжению судов.

На старт гонок в Ленинграде собралось 87 яхт с экипажами из 20 городов Союза. Наиболее представительной была команда Ленинграда — 41 экипаж! 20 яхт пришли из Риги, 6 — из Таллина.
Все килевые яхты I—III классов IOR и полутонники были разделены на 5 зачетных групп, причем яхты типа Л6, как обычно, составили отдельную и самую многочисленную (29 судов) группу. В шестую группу вошли 6 крейсерских катамаранов, построенных в Царникаве.

Новые суда среди 87 стартовавших яхт

Схема Балтийского марафона

shema_baltiyskogo_marafona

Что нового появилось во флоте, стартовавшем в гонках Кубка Балтики?

В I группе после годичного перерыва вновь вышла на старт старая, еще довоенной постройки, яхта «Нева», оснащенная новой металлической мачтой и парусами с топовым стакселем.

Появился новый однотонник «Корвет», построенный яхтсменами Северодвинского яхт-клуба «Север» по проекту молодого ленинградского инженера И. И. Сиденко. В одной группе с ним стартовал двухмачтовый «Секрет» Ленинградского яхт-клуба БМП — перевооруженный кэчем таллинский однотонник (к сожалению, экипаж этой яхты не успел надлежащим образом оформить документы, и ее результаты не были зачтены).

«Марина» — новинка судоверфи ВЦСПС снова выходит в гонку

Вновь вышла в гонку новинка Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС «Марина». Ее дебют в IX соревнованиях нельзя было считать показательным — яхта оказалась совершенно недоведенной. А вот теперь, год спустя, от «Марины» можно было ожидать хорошего результата.

В V группе появились «Картеры-30» из центральных районов страны — из Москвы, Куйбышева, Чебоксар.

Сюрпризы контрольного обмера «Шестерок»

Как всегда, много неожиданностей было в работе мерителей. Для ускорения и упрощения процедуры контрольного обмера проверка яхт велась выборочно — по жребию. И вышло, например, так, что из пяти «шестерок», проверявшихся на достижение оговоренной правилами расчетной скорости под мотором, только одна «Фортуна» уложилась «в обмер»: остальные яхты лишились бонуса — льготной поправки, снижающей гоночный балл, за установку двигателя. Контрольный обмер прошлогоднего призера соревнований «Синей Птицы» выявил ошибки в мерительном свидетельстве яхты, в результате чего ее гоночный балл увеличился с 7,67 до 8,23 м.

Марафон начинается в штилевую погоду

shtilevoy_start_pervogo_etapa_na_finskom_zalive

Штилевой старт первого этапа на Финском заливе

«Альбатрос» (Ленинградский яхт-клуб) — победитель среди яхт I класса IOR

Первый этап: Ленинград — маяк Хельсинки — Таллин; протяженность 180 миль. Старт был дан в 13.00 10 августа у форта Обручев. Метеоусловия определялись южной периферией антициклона, стоявшего над Баренцевым морем. Гонка началась практически в штилевую погоду, затем установился попутный ветер с оста — настолько слабый, что яхты с трудом дошли до мыса Стирсудден. Затем темная осенняя ночь разъединила участников.

На рассвете следующего дня, заставшем флот близ о-ва Сескар, уже можно было судить и о положении яхт в каждой зачетной группе, и о перспективах на призовые места. Впереди довольно плотной группой шли пять «Конрадов-54», за ними — «Альбатрос», «Орион», «Старо» и «Эра».

В 2—3 милях позади шла вторая «волна» из «шестерок», лидируемая «Камой»; за ней двигались «Рига», «Роя», «Фортуна», «Сольвейг», «Амур», «Вирго» (типа «Таурус») и два полутонника.

Отставая еще на 3—4 мили, шла третья «волна» судов, состоящая из четырех «шестерок» и двух «Таурусов».

Только за Готландом флот получает ветер

Только в конце вторых суток наконец-то пришел долгожданный 4-балльный норд с дождем, который лил всю следующую ночь.

Первым появляется в олимпийской гавани катамаран «Орион» (капитан В. Елагин)

Среди «Таурусов» первым на финише был «Вирго», из «шестерок» — «Кама». В V группе, которая шла по несколько сокращенной дистанции —160 миль без огибания маяка Хельсинки, победителем стала яхта «Гальве».

Пять «Конрадов-54» начинают товарищеский матч

stoyanka_v_gavani_olimpiyskogo_parusnogo_centra_v_talline
Стоянка в гавани Олимпийского парусного центра в Таллине

Второй этап: Таллин — маяк Свенска-Вьёрн — Пионерский; 435 миль. Перед стартом капитаны «Конрадов-54» обратились в судейскую коллегию с просьбой провести среди пяти этих яхт, параллельно с зачетом на Кубок Балтики, товарищеский матч — без учета гандикапа. Капитаны мотивировали это тем, что неспортивно гоняться в одной группе «Арктурусам» с баллом 10,5 и «Конрадам-54» с баллом 14 м. Судейская коллегия удовлетворила их просьбу, хотя и не согласилась с такой мотивировкой. Ведь существующая разбивка яхт на зачетные группы отрабатывалась десятилетиями международных гонок. Экипажи добиваются победы благодаря лучшей работе с парусами и лучшему управлению яхтой. К слову сказать, это подтверждает и опыт марафонов на Кубок Балтики: несмотря на большой гоночный балл, «Спарта» («Конрад-54») два года подряд была победителем в I классе IOR.

Погода по-прежнему определялась антициклоном, стоявшим над Баренцевым морем, и заполняющимся циклоном над южной Эстонией. Поскольку изобары на метеокарте протянулись вдоль Финского залива и Балтийского моря до берегов Швеции, можно было предположить, что будут преобладать ветры северо-восточной четверти, а маршрут окажется «трамвайным». Этот прогноз и подтвердился дальнейшим ходом соревнований.

Флот участников под спинакерами уходит в самую большую по протяженности гонку

Яхты на старте третьей гонкиyahty_na_starte_tretey_gonki

13 августа в 20.00 при северо-восточном ветре силой 2—3 балла яхты под спинакерами стартовали, начав самую большую по протяженности маршрута гонку. В поисках ветра весь флот разошелся по заливу широким фронтом.

Существенные изменения в положении яхт обнаружились только вечером следующего дня. Оказалось, что в выгодном положении находятся яхты, капитаны которых придерживались генерального курса гонки или даже шли еще южнее. Эта группа судов получила более свежий ветер, чем яхты, шедшие вдоль «опушки» финских шхер.

Катамаран «Орион» вновь первым обогнул точку поворота — маяк Свенска-Бьёрп, на этот раз на целых 6 часов опередив лучшую из килевых яхт —- «Новеллу».
Весь день 15 августа держался слабый норд-ост силон 3 балла. Только назавтра, около 10.00, когда яхты находились где-то на траверзе мыса Акменьрагс, ветер усилился до 12—14 м/с, доходя на порывах до 16 м/с. Усиление ветра сопровождалось появлением поверхностного течения, которое сильно сносило яхты с генерального курса.

На финиш в пионерском первой приходит яхта «Норд» (капитан И. Липский)

byvshiy_tallinskiy_odnotonnik_pereosnaschennyy_ekipazhem_v_kech
Бывший таллинский однотонник, переоснащенный экипажем в кэч

Первой около 14.00 16 августа в гавань г. Пионерский вошла яхта «Норд» из V стартовой группы, которая шла по сокращенному 330-мильному маршруту вдоль берега. 30 минутами позднее финишировал катамаран «Орион». Из килевых яхт, проходивших полную дистанцию, первой в Пионерском ошвартовалась «Аврора»; из «шестерок» лучшей оказалась (финиш 17 августа в 01.30) «Фортуна».
В этой гонке впервые добилась большого успеха старая «Нева»: она прншла второй и только 2,5 мин ей не хватило до победы в своей группе по исправленному времени. Были зарегистрированы и первые неприятные сюрпризы: «Гренада» на одном из порывов потеряла краспицу и оказалась вынужденной сойти с дистанции.

Рыбаки пионерской базы радушно встречают яхтсменов

Яхтсменов приятно поразило радушие, с которым их приняли хозяева порта. Все, чем располагали портовики, было предоставлено в распоряжение участников марафона: лучшая стенка в гавани, душевые, столовые, ремонтные мастерские, выездной магазин, помещение для ремонта парусов и т. д. Во всем была видна забота руководителей Пионерской базы океанического промыслового флота, Калининградского спорткомитета и местных яхтсменов-активистов. При награждении победителей этапа зам. начальника Пионерской базы А. Корягин вручил памятный приз — Звездный глобус — капитану яхты «Норд», первой вошедшей в гавань, И. К. Пинскому.

Старт заключительного третьего этапа — на траверзе Светлогорскаyahta_fortuna_ekipazh_kotoroy_vo_vtoroy_raz_zavoeval_kubok_baltiyskogo_morya

Яхта «Фортуна», экипаж которой во второй раз завоевал Кубок Балтийского моря

Третий этап: Пионерский — маяк Эландс-Сёдра-Грунд — Рига; 430 миль. Накануне из Калининградского порта пришла телеграмма с метеопрогнозом: «в ближайшие 3 дня ветер NO, 4—7 м/с, штормового ветра не ожидается». То же самое предсказание несколько раз передало местное радио. Опасаясь, что из-за слабых ветров яхты не уложатся в программу, судейская коллегия решила послать по полному маршруту только самые быстроходные яхты, т. е. суда I и II групп и катамараны; остальные яхты решено было направить прямо в Ригу по сокращенному 277-мильному маршруту.

Старт, назначенный на 13.00 19 августа, по просьбе местных властей давали на траверзе известного курорта — Светлогорска. Как бы в подтверждение прогноза, ветер затих. При слабом — не сильнее 1 балла ветре от NNO яхты пошли в лакировку.

Яхты получают штормовой силы ветер
Большинство яхт, следующих по сокращенной дистанции, положившись на прогноз, пошло навстречу ожидаемому ветру — к берегу, и лишь незначительная часть повернула в море, где были более густые ветровые полоски. В полночь ветер начал поворачивать по часовой стрелке на SSW и быстро усиливаться, так что в полудню сила его уже достигла 7 баллов; барограф продолжал «писать» вниз.

Лидируют «Вирго» (капитан Т. Ныу) и «Сольвейг» (К. Бойков)

yahty_ogibayut_mayak_helsinki

Яхты огибают маяк Хельсинки

Первыми штормовой ветер получили яхты, идущие мористее. К этому времени лидировали «Таурусы» — «Вирго» и «Унда», «шестерки» — «Кама» и «Сольвейг» и полутонник «Норд». Когда эти яхты подошли к мысу Акменьрагс, скорость ветра увеличилась до 18 м/с, а высота волны до 3 м. На яхтах начали убирать спинакера, заменяя их генуэзскими стакселями, вынесенными на бабочку.

Около 21.30 20 августа мыс Овишп первыми обогнули «Вирго» и «Сольвейг». В Ирбенском проливе пошли дождевые заряды. В 2 часа ночи ветер усилился уже до 9 баллов. В связи с изменением после прохождения маяка Колка курса до полного бейдевинда на яхтах зарифили гроты и заменили генуи стакселями. В Рижском заливе яхты получили крутую встречную волну. К 3 часам ночи ветер на порывах усиливался уже до 25 м/с и лишь с рассветом стих до 6 баллов, позволив отдать рифы и снова поставить генуэзские стакселя.

Финишную линию в Риге первой в 11.11 21 августа пересекла «Вирго»; за нею финишировала «Сольвейг».

Три яхты сходят с дистанции из-за поломок

ekipazh_albatrosa_pobeditel_sorevnovaniy_v_gruppe_i

Экипаж «Альбатроса» — победитель соревнований в группе I

На этой дистанции три яхты: «шестерка» «Нептун», полутонник «Акела» и «Иру» («Таурус») сошли с гонки из-за серьезных поломок. На «Нептуне» сломался гпк. На «Иру» в районе Ужавы ударом волны снесло руль. Помощь «Иру» оказал дальневосточный «Таурус» — «Аврора» (капитан JI. Лысенко): эта яхта зашла в Вент-спилс и вызвала буксирное судно, которое отбуксировало «Иру» в гавань.

К яхтам, шедшим по полной дистанции на Эландс-Сёдра-Грунд, свежий зюйд-вест пришел значительно раньше — еще вечером 19 августа, и для некоторых капитанов это не было неожиданностью. Уже днем польский метеоцентр передал, что над Варшавой сильное «захмурение», «бужа» и «заходний» ветер. С юга из-за горизонта поднималась темная туча, барограф падал. К полудню 20 августа ветер достиг силы 8, на порывах до 9 баллов. В море гуляла 4-метровая волна длиной около 60 метров. Теперь и по нашему радио передали, что с Норвежского моря идет циклон.

Первой огибает маяк Эландс-Седра-Грунд «Аврора» (капитан А. Оскольский)

katamaran_yanus_pobeditel_gonok_kreyserskih_katamaranov

Катамаран «Янус» — победитель гонок крейсерских катамаранов

В полдень маяк обогнула первая килевая яхта «Аврора».

От маяка до Ирбенского пролива яхты шли на фордевинд, неся вынесенные на бабочку генуэзские стакселя. Высокие волны подгоняли их так, что в режиме серфинга лаги на яхтах зашкаливало!

В I группе первой финишировала в Риге — около 22 часов 21 августа — «Аврора»; часом раньше в гавань уже пришел катамаран «Янус».

На этой дистанции серьезные поломки были на всех катамаранах и на одной яхте: «Былина» потеряла перо руля (временный руль изготовили из двух футштоков и закладной доски от койки). В самом начале шторма с дистанции сошла низкобортная яхта «Волга». Были вынуждены зайти в Вентспилс «Капелла» и «Поля-рис» (обе — «Конрад-45»).

Кольцевая гонка в Рижском заливе вносит коррективы в таблицу результатов

naibolee_ostroy_byla_borba_v_samoy_mnogochislennoy_gruppe_yaht_klassa_l6

Наиболее острой была борьба в самой многочисленной группе яхт класса Л6

Гонка в Рижском заливе. 23 августа в 13.00 был дан старт короткой гонке в Рижском заливе (22,7 мили).

В этом году судейская коллегия впервые расположила дистанцию далеко от берега с тем, чтобы устранить его случайное влияние на ветровые условия и избавиться от прибрежного течения. Северный ветер силой от 2 баллов в начале гонки и до 4 баллов в ее конце «гулял», заходя на 10—15° с периодичностью около 20 минут.
Яхта «Парма» из Перми на последней лавировке, не доходя 300 м до финиша, сломала металлическую мачту (видимо, уже имевшую трещину после штормового третьего этапа).

barogramma_tretego_etapa_sorevnovaniy
Барограмма третьего этапа соревнований

Короткая гонка внесла слишком большие изменения в окончательное распределение мест. Желательно в будущем все-таки ввести повышающие коэффициенты за длину дистанции, а победителей определять по наибольшей сумме набранных очков — таково мнение большинства капитанов!

 

diagramma_razvitiya_sorevnovaniy_na_kubok_baltiyskogo_morya_za_desyatiletnyuyu_ih_istoriyu

Диаграмма развития соревнований на Кубок Балтийского моря за десятилетнюю их историю

Размышления после финиша. Закончены соревнования, подписаны последние протоколы, но еще долго будут обсуждаться яхтсменами и конструкторами результаты испытаний яхт на этом своеобразном полигоне.

До сих пор остаются замечательными гонщиками старые яхты типа Л6.

Не вызывает сомнений у специалистов удачный дебют «Корвета». Однотонник из Северодвинска сделан очень прочно и очень просто; внешне он напоминает увеличенный «Картер-30». 13-е место при 19 сильных участниках — это неплохой результат сравнительно молодого по парусному стажу экипажа, вынужденного стартовать на яхте, оснащенной посредственными парусами.

Мнение капитанов: нельзя отказываться от выпуска усовершенствованных яхт типа «Алькор»

ekipazh_yahty_stars_pobeditel_sredi_yaht_ii_klassa_ior

Экипаж яхты «Старс» — победитель среди яхт II класса IOR

Огорчает неудачное выступление (16-е место в той же IV группе) ленинградской «Марины». Второй Кубок подряд эта новая яхта не дает хорошего результата. Думается, если бы на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС имелась специальная группа по испытанию и доводке яхт, результат был бы иным! Во вся-ком случае, решение администрации судоверфи прекратить в 1981 г. серийный выпуск мореходных яхт II класса IOR типа «Алькор» и запустить в производство од-нотонники типа «Марина» без существенной доводки проекта следует признать преждевременным.

Ленинградская федерация парусного спорта уже обращалась с письмами к руководству верфи с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении в программе предприятия, параллельно с яхтами типа «Марина», и яхт II класса IOR (например, на основе модернизированного «Алькора»). Думается, что удачное выступление яхт типа «Алькор» на «Операциях Парус» в 1978 и 1980 гг. и опыт их успешной эксплуатации на Балтике и на Тихом океане дают основание для положительного решения этого вопроса в интересах нашего парусного спорта.

5502

Главные призы марафона получает капитан ленинградской «Фортуны» В. Пауте

24 августа в Республиканском ЦЯК Риги состоялись парад закрытия и награждение победителей.
По результатам соревнований главный переходящий приз — Кубок Балтийского моря за 1-е место в общем зачете в самой многочисленной группе завоевал экипаж «Фортуны» (капитан В. Пауте) из Ленинградского яхт-клуба «Молния». Эта же яхта получила и переходящий приз «Быстрейшей яхте».
Призеры в отдельных стартовых группах были награждены дипломами Спорткомитета СССР, а победители — специальными жетонами.
В товарищеском матче между пятью яхтами типа «Конрад-54» призовые места заняли соответственно «Аврора» (капитан А. Оскольский), «Линда» (Я. Маазик) и «Листува» (О. Кубплюнас).
На заключительном собрании капитанов была отмечена большая работа, проделанная судейской коллегией (главный судья — П. Толстихин, главный секретарь — К. Боброва; главный меритель — В. Леонов).

Пять пожеланий организаторам одиннадцатых соревнований

Для того чтобы еще выше поднять уровень соревнований, высказывались следующие пожелания:

  • 1) маршрут гонок располагать в основном в открытой части Балтики;
  • 2) строже подходить к техническому состоянию яхт и подготовленности участников; стимулировать повышение спортивной работы на яхтах-аутсайдерах;
  • 3) приглашать сильнейших зарубежных гонщиков из прибалтийских стран;
  • 4) для возможности успешной борьбы с зарубежными конкурентами Спорткомитету СССР удовлетворять заявки на приобретение импортных яхт и парусов в первую очередь для спортсменов, показывающих высокие и стабильные результаты;
  • 5) Правила, по которым проводится марафон на Кубок Балтики, максимально приблизить к Правилам и инструкциям RORC (в рамках ППС-77).

На собрании капитанов была поставлена под сомнение целесообразность обеспечения Кубка Балтики большими кораблями. В этом году марафон обслуживали гидрограф «Компас» и два гидрографических катера. Тем не менее они не смогли ни контролировать огибание яхтами знаков в море, ни оказывать помощь в море аварийным яхтам, а таких было в общей сложности более 10. Осадка «Компаса» не позволяла ему стоять в яхтенных гаванях. Это приводило к тому, что судейская коллегия оказывалась удаленной от участников. Катера не выпускались в море при ветре более 5 баллов.

На повестке дня — выход на мировую арену

В мировой практике яхты, гоняющиеся в открытом море, не сопровождаются обеспечивающими судами: яхтсмены гоняются «по-джентльменски», никто их не контролирует.
В связи с этим представляется целесообразным старт и финиш давать с катеров местных яхт-клубов, а судейской коллегии переезжать из города в город сухопутным путем.
Много говорилось о том, что должен быть, наконец, положительно решен вопрос о выходе наших лучших гонщиков на мировую арену и об организации учебно-тренировочных плаваний в океане. Это вопрос возбуждается уже более десяти лет. Еще в 1974 г. в журнале «Морской флот» (№ 4) в статье «Советские яхтсмены выйдут в океан» бывший начальник отдела парусного спорта Спорткомитета СССР И. Климчинский писал, что «рост спортивного мастерства советских крейсерщиков позволит им выйти и в международные воды». В 1975 г. в газете «Советский спорт», полемизируя по поводу планов кругосветного одиночного плавания А. Чебанюка, государственный тренер отдела парусного и буерного спорта Спорткомитета СССР А. Промыслов писал, что наши яхтсмены «поплывут по океанам года через четыре, а может и пять, но только этот путь должен быть ступенчатым».

Сейчас спортивную честь нашей страны в гонках открытого моря за рубежом отстаивает Министерство морского флота, а не Спорткомитет СССР.

Капитаны считают: пора создать «Комитет по гонкам и плаваниям открытого моря»

Большинством капитанов высказано мнение, что пришло время создать при нашей Всесоюзной федерации «Комитет по гонкам и плаваниям открытого моря» для практического решения многих вопросов, связанных с развитием этих разновидностей парусного спорта и координацией деятельности республиканских крейсерских комиссий.

(с) Катера и Яхты, 1981 (№89)