Крейсер «Аврора»: Мифы и Факты


Крейсер «Аврора»: Мифы и Факты

Аврора — Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный благодаря своей роли в Октябрьской революции 1917 года. Аврора возвестила своим залпом наступление новой эры в истории России. А какова же в действительности история крейсера «Аврора»? Существует множество малоизвестных фактов об Авроре, о которых пойдет речь ниже..

IMG_0215-2

Постройка корабля растянулась более, чем на 6 лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.
spusknavodu
Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли типа бронепалубных крейсеров («Богатырь») были гораздо быстроходнее и в полтора раза мощнее. И отношение офицеров и команд к этим «богиням отечественного производства» было не слишком хорошим — крейсера типа «Диана» имели массу недостатков и постоянно ломались
avrora6y

Тем не менее, своим задачам — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и хорошей мореходностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться назад.
uarore
Все крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из кораблей уже находились на Дальнем Востоке. 25 сентября 1903 года «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было рискованно, так как японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала большая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.
avrora43

5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь — к Цусиме.
aurore3

Адмирал Рожественский был личностью довольно нестандартной. Среди уймы «причуд» адмирала была следующая — он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер «Адмирал Нахимов» именовался «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидным убежищем», и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами — бывшая яхта «Светлана» и «Аврора». Первый крейсер командующий обозвал «Горничной», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка подзаборная». Знал бы Рожественский, что за корабль он так называет…
125503423014

«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля. Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах».
urora2
В начале Цусимского сражения 14мая Аврора следовала второй за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 всопмогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 корабль попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.
16

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00′ с.ш., 119°15′ в.д.). (В русско-японской войне участвовал и сын командира, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.)
cusima

После смерти капитана командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, также раненый. Крейсер Аврора получил 37 пробоин, однако не вышел из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.
140523-1-f

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.
foto5e6

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 гг. с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 6-дм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. 10.10.1907 г. переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера.
Aurora_0014
С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа. С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва. С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.
aureliomehmet1
Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов. Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.
kreirser
Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны. Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок… «Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер
afrorr
На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов. Отсюда следует вывод, что легенды об авроре как о символе революции – миф.
signalkshturmun
aurorii

В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации. В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей. Однако современный крейсер представляет собой лишь реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Само же судно было отбуксировано на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилено на части и затоплено. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 80-х растащили на стройматериалы и металлолом жители поселка..

Походы Крейсера «Аврора»:

1904 — 1906
2 октября 1904г. крейсер «Аврора», вошедший в состав 2-ой Тихоокеанской экадры, вышел из Либавы. Его путь лежал через три океана вокруг Африканского континента. Совершив беспримерный в истории русского флота почти восьмимесячный переход, пройдя за это время 18 305 миль, объединенная русская эскадра 14 мая 1905г. вошла в Корейский пролив. 27 мая 1905г. произошло Цусимское сражение в ходе которого из 38 русских кораблей уцелело меньше половины. Среди них крейсер <Аврора>, получивший 21 попадание. В бою погиб командир корабля капитан 1-го ранга Е.Р.Егорьев. После неудачных попыток прорваться во Владивосток крейсеры <Аврора>,<Олег> и <Жемчуг> 3 июня 1905г. вошли в порт Манила. После ремонта 11 октября 1905г. <Аврора> покинула Манилу и направилась в Россию. По пути корабль заходил в порты: Коломбо, Джибути, Порт-Саид, Алжир, Шербур. 27 апреля 1906г. <Аврора> вернулась в Кронштадт.
1909 — 1911
В сентябре 1909г. крейсер <Аврора> вышел в дальнее заграничное плавание, которое продолжалось без перерыва до августа 1911г. Из Балтийского моря <Аврора> по Северному морю, Атлантическому океану, Средиземному, Тирренскому и Ионическому морям пришла в Эгейское море. В походе корабль посетил норвежский порт Кристиансанн, английский — Плимут, испанские — Виго и Малага, порт Алжир, тунисский — Бизерта, фрацузские — Тулон и Шербур, турецкие — Чапаккале и Смирна (Измир), греческий — Пирей, итальянские — Неаполь и Мессина, порт Гибралтар, немецкий — Киль, датский — Копенгаген. В компанию 1909-1911 годов крейсер прошел 25 557 миль.
1911 — 1912
Сентябрь 1911г. — крейсер <Аврора> вышел с дипломатической миссией в Сиамское королевство (Таиланд). 16 ноября крейсер стал на якорь в устье реки Менама близ Бангкока, столицы Сиамского королевства. Спустя 4 дня после коронации принца Сиамского корабль отправился в обратный рейс. 16 июля 1912г. <Аврора> возвратилась в Кронштадт. В компанию 1911-1912 годов крейсер прошел 26 275 миль.
1924
В июле 1924г. Крейсер <Аврора> с учебным кораблем <Комсомолец> отправили в первое после Октября заграничное плавание. Кораблям предстояло пройти около 6 тыс. миль вокруг Скандинавии до Архангельска и обратно с заходом в норвежские порты Берген и Тронхейм. 18 июля корабли пришли в Берген, 23 июля были в Мурманске. Спустя неделю отряд подошел к Архангельску. В августе корабли вернулись в Кронштадт.
<Аврора> и учебный корабль <Комсомолец> совершили еще несколько заграничных походов в 1925, 1927, 1929 и 1930 годах. За это время крейсер прошел 23 тыс. миль. За период с 1903 по 1917 год он наплавал 97 тыс. миль. Таким образом всего <Аврора> прошла более 120 тыс. миль.

(Материалы взяты http://lifeglobe.net автор: Bergman)

История крейсера
Бронепалубный крейсер «Аврора», 1903 год
История крейсера
Крейсер 1-го ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 года
История крейсера
Бронепалубный крейсер «Аврора» в 1916 году
История крейсера
Крейсер «Аврора» в Ораниенбауме, 1942 год
История крейсера
Крейсер «Аврора» следует к месту съемки фильма «Залп Авроры», 1967 год